Как уже упоминал в самой первой статье, некоторый опыт посещения дальних стран имелся. Там всё было довольно просто и относительно бюджетно: участники оформляли шенген, а на автомобиль достаточно было сделать Зелёную карту. Вот практически и всё :) Но то было раньше и работало для Европы, а наша экспедиция планируется чуть южнее и дальше на восток, где каждый сам за себя и у всех свои хитрые правила.
Предварительное изучение интернетов дало следующую информацию:
Грузия - виза не нужна, страховка для автомобиля обязательна
Турция - виза не нужна, страховка для автомобиля обязательна
Иран - виза нужна, оформляется заранее оффлайн, данных о страховке нет
Пакистан - виза нужна, оформляется заранее онлайн, данных о страховке нет
Индия - виза нужна, оформляется заранее оффлайн, данных о страховке нет
Непал - виза нужна, оформляется на границе, данных о страховке нет
Бангладеш - виза нужна, неизвестно как оформлять, данных о страховке нет
Шри-Ланка - виза не нужна (на тот момент), данных о страховке нет
Дальнейшие варианты пока не буду описывать, ибо на тот момент у нас ещё были разные варианты и мысли относительно того, каким в итоге будет маршрут.
За иранскими визами пришлось летать в Москву, аж два раза, ибо первый визит завершился неудачно, ибо у них был какой-то траур и на закрытых дверях посольства была вывешена информационная табличка. Минус сутки полезного времени и 6895 рублей на билеты, без учёта накладных расходов. Второй раз был более успешен, но ещё 7092 рубля на билеты пришлось выложить. Сами же бумажки формата а4 обошлись в 12050 рублей, причём они хотели взять больше, ибо там различные варианты (туризм, визит, транзит, керамзит и т.д.) и мне хотели подсунуть более дорогую, хотя разницы нет, но добрые люди подсказали.
Визы в Пакистан предлагалось оформить на сайте,что довольно удобно, но есть одно но - оплачивать визовый сбор нужно картой, а платёжная система "Мир" для сей задачи не подходит. Одна проблема тянет за собой последующие. Нужно как-то оформлять карту иностранного банка, ведь нам она будет нужна не только для покупки виз.
Индия. Хвала Шиве, визовый центр имеется и в с Санкт-Петербурге, на Литейном 26. Здесь всё оказалось чуть проще, но вопросики всё равно возникли. Сотрудница центра уточняет: "Какой тип визы мы хотим?" Нам нужна была многократная виза (благо такой вариант со стоимостью был обозначен в перечне), но нас ограничили двукратным вариантом, дескать сейчас другие не выдают. Зачем тогда спрашивали? Ибо есть ещё однократный въезд, он дешевле. Далее она интересуется нашими бронями авиабилетов, но в ответ слышит рассказ о том, что билетов нет и не будет, а въезжать в Индию планируем на автомобиле со стороны Пакистана. Девушка замолкает, куда-то звонит, происходит некий диалог, финалом которого является отказ в приёме документов с подобным развитием событий. Что же делать? "Делайте фиктивные брони авиабилетов и с ними подавайтесь" - советует она. Других вариантов не остаётся, идём на хитрость. Подкрепляем серьёзность намерений хрустящими купюрами - 16800 рублей за две вклейки в паспорт, а уже через несколько дней звоночек - ваши визы готовы.
Ну и Бангладеш, конечно же - мои любимцы! В Москве имеется посольство, звоню туда, попадаю на сотрудницу. Советует лететь в Дакку (столица) и на месте оформлять визы по прибытии, как делают все нормальные туристы (если можно считать таковыми тех, кто собирается в Бангладеш). Снова завожу свою шарманку про автомобильную экспедицию и т.д. Предлагает пообщаться с самим послом, переключает. Напрягаю весь свой английский, основательно подзабытый с последних длительных заграничных поездок, чтобы донести до гражданина посла ту же самую информацию. Тот берёт паузу на раздумья и выдаёт такую мысль: "А как Вы собираетесь приехать в Бангладеш на автомобиле, если Россия не граничит с Бангладеш?" Приходится проводить разъяснительную работу и рассказывать о том, что Земля круглая и можно доехать через территорию других государств. В итоге, к общему знаменателю прийти не удалось и бангладешский визовый вопрос было решено решать ближе к месту.
2. Денежные вопросы
Как вы могли заметить, пакистанская визовая история осталось несколько незавершённой. Визовые анкеты были заполнены, отправлены, согласованы и ожидали оплаты. Здесь же возникает новый вопрос: а как вообще оплачивать/покупать что-то в других странах? Придётся оформлять карту зарубежного банка. Где-то нашли информацию о возможности выпуска карты белорусского цептер банка. Так как к этим ребятам у меня никаких тёплых чувств не осталось, далее буду упоминать их название исключительно с маленькой буквы. 22000 рублей пришлось отдать за удовольствие заиметь Visa Gold от данной шарашкиной конторы и 1557 рублей за почтовые услуги. Отлично, думали мы, теперь-то все (ну или почти все) проблемы с финансами решены! Но не тут-то было. Пакистанцы отказались принимать эту карту для оплаты визового сбора. За ними тот же фокус проделали грузинские страхователи авто. Далее к ним присоединились турецкие терминалы, но таки ладно, это я уже сильно далеко забегаю. Визу и страховку удалось оплатить испанской картой Эльвиры, которая у нас занимается крутыми путешествиями по Турции.
Разумеется, наличку мы тоже с собой брали. Вечнозелёные американские президенты принимаются и меняются где угодно. В тех краях, где пролегал наш путь, особый почёт и уважение вызывали новые купюры с Бенджамином Франклином. Меняли в банках, обменниках, в отелях и даже на улице. Впрочем нам всё равно не хватило и пришлось заказывать курьерскую доставку наличности из России, но это тоже будет сильно позже :)
3. Автомобильные вопросы
Собираясь в столь экзотическое путешествие, было бы актуально заиметь международное водительское удостоверение. Если кто не знает, это книжечка такая, где на нескольких языках указано, что гражданин/гражданка такая-то действительно может управлять транспортным средством такой-то категории. У меня его спрашивали всего один раз, в Исландии, а с тех пор я открыл категорию "С" и пришлось делать новое, хотя могли бы просто поставить лишнюю печать в соответствующий кружочек. Ну да ладно, пошлина в 1680 рублей и буклет у меня в кармане. Ульяна, спутница моя, сделала аналогичное.
Про автомобильную страховку я уже упоминал, раньше всё ограничивалось Зелёной картой, но уже в прошлом году наши страховые компании прекратили их оформление, что весьма обидно и накладно для посещения Турции и Ирана, а вот Грузия и раньше не входила в перечень стран, где действовала эта система международных договоров, о чём мне в 2019-ом году с гордым видом поведал сотрудник грузинской таможни на КПП Vale (грузино-турецкая граница, недалеко от Ахалцихе). Ну ок, будем покупать местные аналоги, о чём расскажу в других статьях.
Ну и самое важное, осталось заполучить тот самый документ, без которого нас не пустят в добрую треть из предполагаемого к посещению списка стран - Carnet de Passages en Douane или просто карнет (далее везде буду именно так называть). Цитируя википедию - это международная таможенная декларация, необходимая для временного ввоза транспортного средства. Запрос на оформление данной книжицы был отправлен в Российскую автомобильную федерацию, где нам насчитали100000 рублей залога за автомобиль (сумма залога каким-то образом связана с его рыночной стоимостью, а наш Соболёк стоит не очень дорого) и 25000 рублей за удовольствие стать его счастливым обладателем. Сотку потом обещают вернуть, а четверть этой суммы можете смело вносить в статью "Расходы". Оформляют документ удалённо, а вот забирать нужно лично, в Москве. Аккурат в ту первую поездку за иранской визой, что не увенчалась успехом, удалось его заполучить.
Берём калькулятор, суммируем и получаем 105354 рублей за визы, кредитные карты, водительские удостоверения, карнет и накладные расходы (почтовые пересылки, авиабилеты и т.д.). Добавляем сюда 282004 из прошлой статьи о подготовке и на табло высвечивается цифра 387358 рублей. И не забываем про залог в 100000 рублей на счету федерации. И это мы ещё никуда не уехали :)
Ну хорошо, давайте уже куда-нибудь поедем. Об этом будет послеследующая статья, если вдруг не захотите читать следующую, где я расскажу про всякое недобросовестное, рукожопное и мистическое!