2. Выбор авто и его подготовка

Почему именно ГАЗ 2217 Соболь Баргузин

1. На чём ехать?

Итак, решение принято, намерения обозначены и самое время вернуться к третьему пункту последнего раздела предыдущей статьи - транспорт. Какие вообще были варианты?

Люксовый Ford Transit, покоритель норвежских фьордов и исландских пустошей - увы, но с ним пришлось расстаться в 2021-м году. Плюс слишком громоздок был, ибо категория "D", со всеми вытекающими из этого размерами, массой и документами, ибо коммерческий транспорт.

Ford Transit Tourneo Bus - тоже бывалый путешественник, повидавший Будапешт, Вену, Прагу, Варшаву, Стокгольм, Осло и ещё много всякого. Этот больше подходит по габаритам и на 100% комфортнее Соболька, не говоря уже про потенциальную надёжность, столь важную, при реализации подобных планов.

Но, как вы уже догадались, выбор пал именно на легенду отечественного автопрома - ГАЗ 2217 Соболь "Баргузин". С точки зрения здравого смысла - решение весьма сомнительное, ибо в 2023-м году машинке исполнилось 20 лет и ряд технических моментов вызывал вопросы. А если ещё учесть тот факт, что ассортимент запчастей на автомобили данной марки в тех краях крайне скудноват, то вопросов становится ещё больше. С другой стороны, привлекала потенциально возможная эпичность события, если в итоге всё получится! Смогли же "восходовцы" добраться до Бали на двух стареньких Волгах 2402, так почему бы и нам не закатнуть в подобном стиле?

2. Подготовка Соболя. Зима.

Отлично, с автомобилем определились. Теперь, по идее, нужно его подготовить. Как это сделать? С чего начать? Как понять, что нужно менять, что ремонтировать, что улучшать? Желательно, не потратив кучу денег при этом.

Решил обратиться к опыту других путешественников:
Алексей Камерзанов купил новый Toyota Hilux и сразу отправил его на предпутешественную доработку в салон к серьёзным дядям. Дорого-богато, а посему точно не наш вариант. "Восходовцы" пошли по более сложному и менее затратному пути, предварительно найдя две машинки и доведя их до приемлемого состояния. Но, сие тоже затратно было, так как все работы проводились в специализированных мастерских Москвы и Нижнего Новгорода.

Впрочем, я тоже интересовался этим вопросом и связывался с этими и другими подобными конторами. Предлагалось ставить тачку в гараж, месяцев эдак на пять-шесть и ориентироваться на бюджет в районе миллиона рублей. И это как-то совсем уж перегаз для авто, цена которому на авито была примерно триста тысяч рублей. Кстати говоря, одним из важных условий подготовки являлась невозможность "выдёргивать" Соболька из рабочего процесса, ибо планирование ремонтов началось в конце зимы/начале весны, аккурат в самом начале водного туристического сезона. Февраль/март ещё как-то можно было выделить для подготовки, а вот с апреля начиналась самая работа, без которой не будут выполнены условия второго пункта последнего раздела предыдущей статьи :)

3. Подготовка Соболя. Весна.

Наступало время переходить от теории к практике, а понимания, как лучше и правильнее сделать всё ещё не было, но что-то предпринимать было нужно. Решил сосредоточиться на точечных ремонтах наиболее важных элементов и оснащению авто всякими нужными допами.
Авто хоть и отечественное, но запчасти, как оказалось, за символический прайс не раздают, а предлагают за весьма осязаемые деньги. А ещё нарисовалась проблема "совместимых" или "перебранных" комплектующих. Написал в службу поддержки Горьковского автозавода, дескать так и так, посоветуйте проверенных дилеров, где с гарантией можно приобрести оригинальное и качественное. Молчание было мне ответом :)

Хорошо, пойдём другим путём. Нашёл на просторах интернета некий сервис, специализирующийся аккурат на обслуживании Газелей/Соболей, созвонился, договорился о дате посещения.
Как я себе представлял визит в мастерскую: Приезжаю, рассказываю о грандиозных планах, мастер проникается идеей и доводит автомобиль до идеального состояния, будто для себя делает.
Как вышло на самом деле: Добираюсь до места, вижу какие-то грязные ангары (в рекламе было наряднее), где мой рассказ о предстоящем путешествии прерывают вопросом: “На что жалуетесь?”. А я особо и не знаю на что, ибо машина в принципе на ходу, очевидных проблем нет, но какая-то диагностика точна нужна.
Нашли недочёты по ходовой, что-то заменили, что-то смазали, выставили счёт на 27330 рублей – первые расходы экспедиции. Дело было 17 марта, Соболю предстояло ещё месяцев пять поколесить по воднотуристическим делам и с посещением мастерских пришлось завязать, но до конца мая было закуплено ещё некоторое количество запчастей на 15988 рублей, в том числе новый карбюратор "К151Д".

4. Подготовка Соболя. Лето.

Разгар сезона. Работаем, организовываем однодневные сплавы и многодневные походы на каяках, копим на экспедицию. Времени заниматься ремонтами практически нет, а самое главное, всё ещё нет уверенности в том, что физически сможем осуществить задуманное, ибо фоном поступающая новостная повестка не даёт однозначного ответа на вопрос: “Выпустят за пределы страны или нет?”. Точный ответ можно было получить уже по факту, приехав на КПП “Верхний Ларс”, но негативный прецедент 2022-го года уже имелся. Окончательно утверждаем план уже во второй половине августа и с этого момента количество предпоездочной суеты увеличивается. Заказывается экспедиционный багажник, экспедиционные канистры для топлива, происходит процесс переоформления машины на моё имя (Соболь был зарегистрирован на отца) так как при пересечении государственных границ очень важно быть собственником. С июня по август на подготовку авто потрачено 32645 рублей.

Выезд назначен на 1-е октября, впереди остаётся один месяц, а количество дел не уменьшается, а лишь возрастает с каждым днём!

4. Подготовка Соболя. Осень.

Итак, сентябрь. Завершаются сплавы на каяках, оборудование занимает своё место на стеллажах, но два SUP-сёрфа и одну байдарку решаем взять с собой в путешествие. Так как мы туристы-водники, хотим разнообразить маршрут соответствующими активностями. Для этих целей (в том числе) монтируем ранее заказанный багажник на авто.

Наводим справки о ценах на топливо во всех странах, которые планируем посетить и возникает идея установки газобаллонного оборудования. Удовольствие небесплатное, но простейший расчёт показывает, что положительный экономический эффект будет виден уже после проезда отрезка маршрута по Турции. Но так как Соболёк у нас возрастной, возникает проблема – требуется оборудование первых поколений, умеют работать с которым лишь полтора мастера на весь Питер. Полагаю, что в отдельной статье я более подробно расскажу про газовую эпопею. Там же опишу чудесную историю про экспедиционный багажник из предыдущего абзаца, а на десерт добавлю мистическое повествование о пропаже единственного брелока сигнализации и дальнейшей череде событий, за этим последовавшей.

Обустраиваем спальные места и грузовой отсек в автомобиле. Снимается штатная перегородка между двумя передними сиденьями и средним рядом, который разворачивается “лицом” по ходу движения, а задние три кресла демонтируются. Теперь есть возможность разложить сиденья и получить две относительно удобные кроватки, а сзади довольно вместительное багажное пространство.

Устанавливаем добротный инвертор с бортовой сети на 220 вольт для работы с ноутбуками и подключения холодильника, покупаем 1-Din магнитолу с экраном, проводим некоторые работы по шумоизоляции Соболька.
Отдаём в ремонт КПП, меняем головку блока цилиндров, меняем лобовое стекло и ещё делаем всякое-разное по мелочи.

Можно отметить несколько наиболее затратных покупок финального этапа: ремонт коробки передач - 18800 рублей, замена треснувшего лобового стекла за 8400, установка газобаллонного оборудования и его согласование – 46400, головка блока цилиндров – 50000, инвертор – 7400, сумка-холодильник – 8599, диагностика и ремонт тормозной системы – 11676. Ну а в целом, на множество деталей и запчастей + работы по их замене, а также пошлины, техосмотры, согласования и разрешения за сентябрь потрачен 206041 рубль.
Суммируем все вложения в ремонт и допоборудование с марта и получаем: 282004 рубля.

Но это ещё не всё! В следующей статье я поведаю о бумажно-бюрократической составляющей экспедиции, которая тоже потребовала изрядных капиталовложений.