Каяк или байдарка?

Пластик или надувнушка? Каркасный или цельный?

1. Моё знакомство с надувными байдарками

Покорение водных просторов мне хорошо знакомо с детства, но в формате вёсельных надувных лодок, на которых я довольно неплохо исследовал острова и бухточки Выборгского залива, а вот первое знакомство с байдарками пришлось на май 2016 года, когда я взял в аренду несколько Хатанг и отправился с друзьями в сплав по Оредежу. Тогда на нём ещё не было таких толп и активностей :)

Восторг был конечно неописуемый, но и возни с данными лодочками хватало: осмотр перед арендой, сборка на месте, разборка после финиша, не самый удобный процесс чистки, просушка, сборка перед сдачей, проверка на месте. Очень много возни, но ценный опыт получен.

Следующий раз довелось на тех же самых Хатангах катнуть уже по Неве, в 2017 году. Собрались ещё большей компанией, прошли от Авроры до Петропавловки и обратно, получили много удовольствия и не морочились с подготовительно-послепрогулочными стадиями, так как мероприятие было коммерческое - это несомненный плюс.

2. Первый опыт на пластиковых каяках

В 2018 году мы продолжили череду водных развлечений и решили пройти по Неве от Ижоры до Лахта-центра. Забегая вперёд, отмечу, что маршрутец - огонь!
Так вот на сей раз выбор пал именно на пластиковые каяки, ибо прокатчики настоятельно рекомендовали предпочесть именно их. Да, стоили они дороже тех же Хатанг, но были обещаны лучшие показатели по скорости и управляемости.

Каяки доставили на точку старта, разгрузили, спустили на воду, сели. Первые ощущения - что с остойчивостью? Показалось, что конструкция шатко-валкая и не очень понятно, как на этом вообще можно куда-то сплавляться. Но прошло минут пять, мы слегка освоились и всё встало на свои места.
Пластиковый каяк - пушка! Послушен в управлении, быстр и удобен. Ну а к лёгкому покачиванию быстро привыкаешь, на безопасность не влияет. По итогу прошли порядка сорока километров до Лахтинского разлива и все те, кто выбрал пластик, остались в строю, а две Хатанги ребят, что решили сэкономить, экстренно высадились в районе Петропавловки.

3. Каркасные и прочие конструкции

Каркасники - прямые наследники каяков и байдарок северных народов. Только вместо костей животных, плавника (деревьев) и шкур, сейчас используют более современные материалы. Здесь моей компетенции недостаточно, чтобы написать абзац по особенностям эксплуатации на воде, ибо не имел с ними дело, зато много раз видел процесс сборки-разборки на берегу :) Занятие для истинных фанатов жанра, занимающее много времени и в отдельных случаях требующее наличия "молотка, зубила и такой-то матери", в случае деформации или "прикипания" трубок каркаса.

Стеклопластик или карбон - изделия для скорости и высоких результатов. Высокая цена и использование исключительно на открытой воде. Такие во множестве представлены на различных марафонах, например на Петровском гребном, а в нашем деле исследования и проходов узких лесных речушек не очень пригодны.

Деревянные! Несколько раз видел и такие. Выглядит как музейный экспонат, снятый с полки лишь для показа и дальнейшего водружения на место. На таком тоже желательно кататься лишь по открытой воде, без камней и коряг, а вот увидев его у нас на Оредеже, где летом камень на камне и камнем погоняет, у меня осталось много вопросов к ребятам, которые на это решились.

4. Скромное сравнение от автора

Попробуем подвести итоги:

1. Надувные и каркасно надувные.
Это то, что мы называем байдарками.
Преимущества:
- мобильность и удобство транспортировки. Можно упаковать в рюкзак, пусть и громоздкий, но вполне перевозимый на спине или тележке. Машина, автобус, электричка, самолёт - выбор транспорта весьма обширен.
- хорошая остойчивость и грузоподъёмность. Сложно перевернуть, прощает ошибки новичкам.
Недостатки:
- очень высокая парусность и низкая скорость. Если опираться чисто на свой опыт (а я ходил на надувнушках по рекам и по морю), то здесь всё довольно печально.
- малая износостойкость к проколам и протиранию киля
- необходимость садиться с воды (следствие предыдущего недостатка)
- малый срок службы

2. Каркасные.
Тоже байдарки.
Преимущества:
- такая же хорошая мобильность, как и у надувнушек, но более высокая скорость.
- хорошая остойчивость и вместимость, особенно у моделей с открытой декой.
Недостатки:
- долгая и сложная процедура сборки/разборки.
- плохая переносимость условий солёной воды (прикипание металлических деталей).
- плохая износостойкость к протиранию и проколам
- необходимость садиться с воды (следствие предыдущего недостатка)
- малый срок службы материала обтяжки

3. Пластиковые.
То, что мы называем каяками.
Преимущества:
- хорошая скорость. Относительно надувнушек вообще без вопросов, а вот хороший каркасник может потягаться. Впрочем, сильно зависит от модели. В нашем парке есть более медлительные, но очень юркие модели, а есть и весьма быстрые.
- высокая износостойкость к камням, палкам, деревьям, стёклам и т.д. Пластик прощает очень многие столкновения с подводными и надводными препятствиями
- возможность садиться в каяк на берегу с последующим сталкиванием
- более длительный срок эксплуатации, что является очень важным пунктом для коммерческого использования каяков
Недостатки:
- габариты. Пластиковые каяки более громоздки и тяжелы, нежели байдарки их первых двух пунктов
- логистика более сложная, так как для перевозки требуются специальные багажники на крышу автомобиля или прицепы, если нужно за один раз перевезти сразу много каяков
- меньшая остойчивость и вместимость. Чуть хуже подходят для автономных походов без сопровождения грузовой лодки или тримарана и меньше прощают ошибок новичкам

4. Карбон, стеклопластик:
Тоже каяки.
Преимущества:
- самые скоростные среди всех пунктов
- самые лёгкие среди всех пунктов
Недостатки:
- та же проблема с габаритами, что и у пластика, но лишь по части размеров
- та же проблема с логистикой, необходимость багажника или прицепа
- меньшая ударопрочность, нежели у пластиковых моделей и, как следствие, желаемый ареал использования - открытая вода, без подводных сюрпризов
- очень высокая цена изделия

Все сравнения являются моим личным суждением и не претендуют на экспертное заключение. Просьба не судить строго :)